Ваш регион:
Любой регион

"ИГРОТЕКА" (выпуск 2)

4. Интеллектуальные игры

Знаем ли мы пословицы? Участники игры находятся в кругу. Ведущий заранее готовит пословицы, в некоторые из них вносит изменения. Каждому участнику предлагается пословица, измененная, или правильный ее вариант. Подросток должен произнести пословицу правильно. Не справившийся с заданием выбывает из игры, а то же самое задание предлагается следующему участнику. Кто остается последним – побеждает. Эта игра способствует развитию памяти. Некоторые примеры заданий:

Шило в мешке  утаишь.

Шило в мешке не утаишь.

Все коту масленица.     

Не все коту масленица.

Кончил отдыхать, гуляй смело.  

Кончил дело, гуляй смело.

Готовь сани зимой, а телегу – летом.

Готовь телегу зимой, а сани летом.

Пар кости ломит. 

Пар костей не ломит.

Без труда выловишь рыбку из пруда.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Не все золото, что молчит.       

Не все то золото, что блестит.

Молчанье – серебро, слово – золото.

Слово – серебро, молчанье – золото.

Позже встанешь – позже работу кончишь.

Раньше встанешь – раньше работу  кончишь.

Цыплят по весне считают.     

Цыплят по осени считают.

Делу – время, потехе – день. 

Делу – время, потехе – час.

Сначала начинай, потом подумай.

Сперва подумай, потом начинай.

Семь раз отрежь, один раз примерь.

Семь раз примерь, один отрежь.

Работа страшна не глазам, а рукам.  

Работа страшна глазам, а не рукам.

Дело мастера не боится.

Дело мастера боится.

Украшаем слова. Участники игры сидят в кругу. Ведущий предлагает какое-либо существительное, а каждый из участников игры по очереди называет по одному прилагательному к этому существительному. Тот из участников, кто не сможет назвать прилагательное, выбывает из игры. Повторяться нельзя. Побеждает тот, кто остается последним.

Запоминаем рисуя. Участники сидят за столами. Ведущий заранее готовит 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги. Ведущий называет последовательно слова. После каждого названного слова он считает до 3-х. За это время участники должны успеть каким угодно рисунком для запоминания зарисовать это слово. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы участник игры мог потом по порядку назвать слова. Кто всех больше слов запомнит, тот и выиграл.

5. Игры на внимательность

Игры на внимательность в максимальной степени способствуют достижению развивающей цели воспитания. Не прибегая к открытой назидательности, вожатый с их помощью может одновременно развивать внимание, память, речь, мышление детей. Важным в этом отношении является то, что развитие столь необходимых для человека психических процессов осуществляется посредством игры.

Азбука. Каждый участник игры получает карточку с буквой алфавита, соответствующей начальной букве имени или фамилии участника. Ведущий рассказывает детям что-нибудь, например: сказку, интересную историю, и вдруг хлопает в ладоши, произнося любое слово (напр., «малина»).  Игроки должны быстро встать таким образом, чтобы из карточек с буквой алфавита сложилось названное слово.

Шишки, желуди, орехи. Играющие разбиваются на группы по три человека и выстраиваются колоннами таким образом, чтобы получилось 3 круга, один в другом. Всем участникам присваиваются названия: игрокам первого круга – «шишки», второго – «жёлуди», третьего – «орехи». Игрок, которому не хватило места в колоннах, становится водящим. Он говорит одно из названий, например, «шишки», и игроки в соответствующем кругу должны поменяться местами, а водящий в это время должен успеть занять чьё-то место. Оставшийся без места игрок, становится водящим.

Брито-стрижено. Ведущий напоминает детям о сказке, в которой жена назло мужу всё делала наоборот, и говорит, что игра будет в чём-то такой же: все движения ведущего игрокам нужно будет выполнять наоборот, например, если ведущий поднимает руку вверх, дети опускают свою вниз. Другой вариант: ведущий разводит руки – игроки соединяют их вместе; ведущий быстро взмахивает рукой справа налево – участники медленно ведут рукой слева направо. Игрок, который ошибся, становится ведущим.

Пожалуйста. Ведущий занимает положение перед игроками, делает любые движения, обращаясь к игрокам  с просьбой повторять за ним. Участники же повторяют в том случае, если ведущий добавляет слово «пожалуйста». Игрок, нарушивший правило, выбывает из игры. Побеждают самые внимательные.

Коленочки. Играющие сидят вплотную друг к другу. Левая рука каждого лежит на правой коленке соседа слева, а правая – на левой коленке соседа справа. Если круг не замкнут, то крайние кладут одну руку себе на колено. В процессе игры нужно быстро хлопать ладонью по колену, не нарушая последовательности в руках. Если кто-то хлопнул не в свою очередь или не той рукой, то он убирает руку, которая «ошиблась». Игра начинается с хлопка ведущего по направлению часовой стрелки. Как только вновь раздаётся хлопок ведущего, направление  движения меняется в противоположную сторону.  В игре необходимо поддерживать определённый темп. Ведущий внимательно наблюдает за правильностью выполнения задания. В итоге один или несколько человек  оказываются победителями.

Камень, колодец, полотно, ножницы. Играющие делятся по парам и вместе вслух считают: «Один, два, три!». На счёт «три» каждый из них изображает пальцами руки какую-либо фигуру. Камень – сжатый кулак; полотно – открытая ладонь; ножницы – два разведённых пальца; колодец – два пальца, образующие букву «о».

Как определить победителя в паре? Ножницы режут полотно, но тонут в колодце и тупятся об камень. Полотно накрывает колодец и камень. Камень и ножницы тонут в колодце. В каждой паре определяется победитель. Эти игроки образуют новые пары. Игра продолжается, пока не останется один победитель.

Поход. Участники встают в круг. Первый участник называет своё имя и предмет, который он берёт с собой в поход, например: «Меня зовут Катя, я беру с собой палатку, пожалуйста». Всем участникам необходимо догадаться о том, что после названия предмета необходимо добавлять слово «пожалуйста». Кто догадался, того ведущий берёт в поход. И так до тех пор, пока все не скажут правильно.

Колдуны. Участники становятся в круг и  закрывают глаза. Водящий обходит круг и лёгким прикосновением к плечу «назначает» колдунов. Затем все открывают глаза и начинают за руку здороваться друг с другом. Колдуны, здороваясь с кем-либо, должны незаметно почесать или слегка сдавить ладошку, т.е. «заколдовать». Тот, кого заколдовали, должен ещё два раза с кем-нибудь поздороваться, а затем уйти к колдуну «в плен». Важно, чтобы те, кого «заколдовали», не показали своим видом на того,  кто колдун!!! Итак, задача колдунов – «заколдовать» всех игроков, задача игроков – внимательно, приглядываясь друг к другу,  вычислить колдунов.

Суша – вода. Ведущий занимает положение перед игроками, и объявляет задание: «Я буду называть слова. При слове «суша» вы делаете шаг вперёд, при слове «вода» – шаг назад».  Ведущий начинает быстро называть слова, затем неожиданно говорит: «Берег (море, озеро)».  Игроки, сделавшие шаги, выбывают из игры.

Из лесу вышло 5 крокодилов. Участники сидят в кругу. Ведущий, распределив номера между участниками, начинает:

Из лесу вышло 5 крокодилов.

Игрок №5 возмущается:

А почему 5?

А сколько? – спрашивает ведущий.                                                                             

Четырнадцать! – отвечает игрок №5

А почему 14? – начинает возмущаться игрок №14 и т.д.

Вовремя не вступившие в игру, участники  выбывают.  Игрокам необходимо называть разные числа, для того чтобы все дети участвовали в игре.

Картошка, капуста, огурец. Ведущий занимает положение перед игроками и объявляет задание: «Я буду произносить слова, сопровождая их движениями рук. Когда я скажу слово «капуста», нужно поднять руки ладошками вверх, при слове «картошка» – опустить руки вниз ладошками, при слове «огурец» – руки раздвинуть в стороны по диагонали». Затем ведущий начинает произносить слова, при этом показывая и другие движения. Участникам важно не сбиться. Основное условие – участники игры должны смотреть на руки ведущего! Кто собьётся,   выбывает из игры.

Четыре стихии. Стихии – это воздух, вода, земля и огонь. В каждой из трех первых живут определенные живые существа. Ребята садятся в кружок. Вожатый в кругу называет слово – живое существо, например, лошадь. Указанный ребенок должен сразу назвать стихию, в которой он живет. Если он думал больше 3 секунд или неверно ответил, он становится в середину круга и продолжает вести игру вместо ведущего. Или, наоборот, по названию стихии вспомнить живое существо, которое там живет. Иногда (определенное количество раз) вместо правильного ответа можно назвать стихию огонь. Кто дольше всех продержится?

Вариант: Играющие становятся в круг, в середине его – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: «земля», «огонь», «вода», «воздух». Если сказано «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. При слове «вода» играющий называет какую-либо рыбу. Когда звучит слово «воздух», игрок должен дать название птицы. При слове «огонь» всем нужно несколько раз повернуться, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Птица, рыба, зверь. Участники стоят в кругу или сидят на стульях по кругу. Ведущий  подходит к любому из игроков и произносит слова: «птица», «рыба», или «зверь». Игрок, к которому подошёл ведущий, должен быстро сориентироваться и дать название птицы, рыбы или зверя.  Повторяться нельзя! Кто не назовёт,  выбывает из игры.

«Да» и «нет» по-болгарски. Условие игры – вместо слов «да» и «нет» на вопросы ведущего игрокам необходимо выполнять следующие движения: при утвердительном ответе нужно покачать головой из стороны в сторону, при отрицательном – кивнуть головой (это соответствует болгарской манере общения). Вопросы могут быть самыми простыми: «Вы сегодня завтракали?», «Вам нравится…?» и т.д. Побеждает самый внимательный.

Прилетели птицы. Игроки должны внимательно слушать текст и на месте ошибочно сказанных слов хлопать в ладоши:

Прилетели птицы: голуби, синицы,  мухи и стрижи,  ласточки, ежи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби, куницы, чибисы, стрижи, галки и ежи,

комары, кукушки, сели у опушки…

Прилетели птицы: голуби, старушки, лебеди и утки и …. Спасибо, шутка!

Словесный вариант игры может быть изменён.

Ошибившиеся игроки выбывают из игры.

Сосед, подними руку (латышская игра). Играющие, стоя или сидя, образуют круг, выбирают ведущего. Последний занимает положение внутри круга. Он ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к которому обратился ведущий, продолжает стоять (сидеть) не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из участников ошибся, т.е. поднял не ту руку, только попытался поднять руку или вообще забыл её поднять, то он меняется с ведущим ролями. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто ни разу не  ошибся.

Внимание! Ведущий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому желает обратиться.

Ригу-рагу (литовская игра). Ведущий находится перед игроками. У участников пальцы согнуты в кулак. Ведущий трясет над собой руками, сжатыми в кулак и приговаривает: «Ригу-рагу, ригу-рагу…», – затем отгибает большие пальцы и касается руками головы, изображая рога, говоря при этом: «Коза с рогами». Если названо животное с рогами, то все должны быстро таким же образом показать рога. Если  названо животное без рогов или какой-то предмет, например: «Дом с рогами», – то участники ничего не показывают.  Важно внимательно слушать ведущего.

×