Ваш регион:
Любой регион

Информация

                                 Материалы III Всероссийской конференции                                       

 

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ»

 

21-22 октября 2015, г. Москва

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ[1]

 

1. Сопровождение самоопределения - равноценная составляющая процесса образования, наряду с обучением и воспитанием

 Сопровождение самоопределения обладает своими собственными целями, принципами и закономерностями, которые до настоящего времени ещё не вполне освоены педагогической наукой и практикой.

Целью процесса воспитания выступает передача ценностей, формирование нормативных рамок и «нормативных коридоров» поведения, деятельности, мышления, необходимых для полноценной жизни в человеческом обществе. Основное содержание воспитания – система идеалов, нормативов и запретов, которые лежат в основе человеческой культуры.

Целью процесса обучения выступает формирование инструментов (методов и приемов) деятельности и мышления. Содержание обучения составляет система компетенций и составляющих их знаний, умений, навыков, которые лежат в основе человеческой деятельности - как профессиональной, так и непрофессиональной.

Что касается сопровождения самоопределения, то его целью выступает развитие свободоспособности человека, т. е. способности проектировать цели, расставлять приоритеты, делать выбор. Содержание сопровождения самоопределения - система смыслов, которые выступают внутренней движущей силой человека и общества. Для достижения целей самоопределения необходимо создание комплекса условий, что требует серьезной перестройки существующего образовательного процесса.

Сопровождение профессионального самоопределения - значимая составная часть общего процесса сопровождения самоопределения. Она должна рассматриваться как равноправный  элемент  в системе «общее образование – сопровождение самоопределения – профессиональное образование». Это требует особого научного, организационного, методического и ресурсного обеспечения.

Все три обозначенных процесса - воспитание, обучение и сопровождение самоопределения - одинаково важны в профориентационной работе. В то же время, невозможно реализовать процесс сопровождения профессионального самоопределения исключительно используются в обучении и воспитании, без учёта принципиально иной природы этого процесса

2. Многоуровневость процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся

В сопровождении профессионального самоопределения могут быть выделены микро- и макроуровень. Микроуровень - психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения - реализуется в непосредственном взаимодействии обучающегося с педагогом (профконсультантом, психологом, мастером, представителем работодателя и т. д.). Макроуровень предполагает, во-первых, комплексное сопровождение профессионального самоопределения, реализуемое на локальном, муниципальном и региональном уровнях управления образованием и включающее в себя нормативно-правовое, организационно-управленческое, и ресурсное обеспечение данного процесса. теми педагогическими средствами, которые традиционно. Во-вторых, на федеральном уровне управления реализуется государственная координация сопровождения профессионального самоопределения.

Система действий по сопровождению профессионального самоопределения, реализуемому на всех обозначенных уровнях, носит название профессиональной ориентации (профориентации).

3. Системность и комплексность профориентационной деятельности, ее государственная координация

 На профессиональное самоопределение влияет множество факторов. Семья, повседневное общение, средства массовой информации воздействуют на этот процесс не меньше, чем специально организованные профинформирование, профдиагностика и профконсультирование в школах, вузах и профессиональных образовательных организациях, производственных предприятиях и т. д.

Для формирования у обучающихся ценностей профессионализма и профессионально-личностной самореализации недостаточно одной только рекламно-информационной работы или набора «профориентационных мероприятий». Необходимо создание единой профориентационной среды, а также развитие качества трудовой деятельности и трудовой среды в целом. Создание такой среды в образовательных организациях предполагает приобщение к профориентационной работе с обучающимися специалистов различного профиля (учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, профконсультантов, мастеров производственного обучения и др.). Необходимо четкое определение их конкретных задач в обеспечении единого процесса сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся.

Конечными результатами профориентационной деятельности выступает повышение качества трудовых ресурсов (с точки зрения производительности труда, качества профессиональной мотивации, удовлетворенности своей профессиональной деятельностью). В этих результатах заинтересовано множество социальных субъектов (обучающиеся и их семьи, работодатели, образовательные организации разного типа и уровня, государство, общественные структуры, специалисты в области профориентации), интересы которых нередко противоречивы. Социальная миссия профориентационной работы состоит в том, чтобы сбалансировать эти интересы. В противном случае происходит «растаскивание» единого профориентационного пространства по отдельным субъектам.

По этой причине нельзя основывать профориентационную работу на «моноподходе», отражающем интересы одной стороны: либо экономической сферы, либо социума, либо личности. Требуется государственная координация профориентационной деятельности, что предполагает разработку соответствующего комплекса мер на федеральном и региональном уровнях. Важно, чтобы не только цели, но и различные направления профориентационной работы и соответствующие методы не противоречили, а наоборот, взаимно дополняли друг друга. Необходимо сочетание разных подходов - личностно ориентированного, социально ориентированного, экономически ориентированного, государственно ориентированного. При этом следует помнить о стратегическом ориентире - приоритете интересов личности.

4. Компетентностный подход к сопровождению профессионального самоопределения

Опора на данный подход предполагает рассмотрение работы по сопровождению профессионального самоопределения не просто как поддержку конкретного профессионального выбора (или последовательной серии выборов), но как особой образовательной деятельности, нацеленной на формирование ряда профориентационных компетенций. Реализация компетентностного подхода предполагает постепенное восхождение от профориентационной работы как стихийно сложившегося переплетения «воздействующих», «манипулятивных» и «помогающих» форм - к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

Высшим уровнем такой деятельности должно стать формирование полноценного субъекта профессионального и личностного самоопределения. Признаками субъекта самоопределения являются: «авторская» позиция в жизни и деятельности, готовность к самостоятельному целеполаганию, адекватное самосознание, стремление к самостановлению и саморазвитию.

5. Учет роли семьи как субъекта и объекта деятельности по сопровождению по профессионального самоопределения обучающихся

<h1> </h1> <h1> </h1>

Российская Федерация отличается социокультурным многообразием, одно из проявлений которого - ориентация семей на различные социокультурные стратегии профессионального самоопределения. Эти стратегии могут соответствовать традиционному, индустриальному и постиндустриальному цивилизационным укладам, либо иметь переходный характер. Разные стратегии отличаются: характером влияния семьи на профессиональный выбор ребенка, степенью субъектной активности ребенка, пространством возможного выбора. В процессе сопровождения профессионального самоопределения учащихся образовательные организации должны учитывать особенности семейных стратегий, подбирая в зависимости от этого различные подходы, методики и методы работы.

В то же время, на позицию семьи во многих случаях оказывают влияние различные мифы и предрассудки о мире труда и о профессиональном образовании В работе с семьями необходимо выводить ряд острых проблем из «зон умолчанию» и превращать их в предмет открытого обсуждения с обучающимися и их семьями.

В работе с обучающимися и их семьями внимание должно уделяться как ценностно-смысловым, так и прагматическим аспектам самоопределения, с учетом приоритетности первых для целей личностного и профессионального развития человека.

Профориентационная деятельность не может и не должна ограничиваться вопросом «Что человек может дать профессии?». Этот вопрос нельзя решать в отрыве от встречного вопроса: «Что профессия может дать человеку?»

6. Социальный диалог - основа сопровождения профессионального самоопределения.

 Эффективность профессионального самопределения повысится, если деятельность его будет направлена не только на обучающегося, но и на его семью, которая выступает определяющим фактором самоопределения. Часто именно жизеннные задачи, стоящие перед семьей, определеяют профессиональный выбор выпускника школы. Эти задачи могут быть принципиально различными (экономическое выживание; накопление и укреплениематериальных фондов ; наработка "социального капитала"; социальный лифт; накопление интеллектуальных капиталов и духовный рост).

<h1>Основными благополучателями процесса сопровождения профессионального самоопределения выступают: с одной стороны, субъекты самоопределения (обучающиеся, вместе с их семьями), с другой - субъекты экономической сферы (работодатели и их объединения). Образовательные и специализированные профориентационных организации выступают в этом процессе квалифицированными посредниками, конечная цель которых состоит в создании пространства для встречи, диалога; взаимодействия двух основных благополучателей. В этом пространстве осуществляется осознанный, обоснованный и ответственный профессиональный выбор обучающегося.</h1>

В свою очередь, комплексное сопровождение профессионального самоопределения на муниципальном и региональном уровнях управления представляет собой не что иное, как формирование условий для социального партнерства и равноправного диалога между всеми благополучателями и посредниками. Согласование интересов  личности, экономической сферы, общества и государства должно рассматриваться как конечный результат и как центральный показатель эффективности деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

Нацеленность профориентационной деятельности на развитие и максимально широкое использование механизмов социального диалога и социального партнёрства предполагает постепенное уменьшение доли «воздействующих» и «манипулятивных» форм из арсенала профориентационных средств. Опыт убедительно показывает неэффективность манипулятивной направленности «профориентационных мероприятий» и попыток управления сознанием самоопределяющегося человека извне.

Одним из факторов, обостряющих риск использования манипулятивных подходов в профориентации, является свойственное работодателям восприятие самоопределяющегося человека в качестве объекта своих собственных экономических интересов, а не субъекта его профессионального выбора. Это может быть вызвано как социальной незрелостью, характерной для многих российских работодателей, так и их сознательной нацеленностью на раннее воспитание у обучающихся лояльности к конкретной фирме (что характерно для многих корпоративных систем профориентации). В этих условиях роль образовательных и специализированных профориентационных организаций, как квалифицированных посредников, заключается в обеспечении субъектной позиции обучающегося в процесс е его профессионального выбора, в смягчении прагматизма профориентационной политики работодателей средствами социального диалога.

7. Постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения

Субъект профессионального самоопределения формируется постепенно, поскольку профессиональное самоопределение - не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций. Перед обучающимися на разных ступенях образования поставлены различные задачи, поэтому оказываются необходимы современные технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, учитывающие возрастные и личностные особенности. В то же время важно сохранить преемственность и обеспечить непрерывность сопровождения профессионального самоопределения не только в ходе обучения, но и на протяжении всей жизни.

Такой подход требует отказа от «быстрых», разовых и эпизодических форм профориентационной работы, создающих иллюзию эффективности в силу своей экономичности. Напротив, акцент должен быть сделан на планомерную и систематичную работу, основанную на идее развития субъекта самоопределения. При этом особого внимания требуют точки институционального перехода субъекта: из общеобразовательной школы - в колледж (техникум) или вуз; из колледжа (техникума) или вуза - в сферу профессиональной деятельности.

8. Единство профессионального, образовательного и социального самоопределения

В с:истеме образования должно осуществляться сопровождение не  только образовательно-профессионального, но и более широкого социально-профессионального самоопределения, предполагающего ориентацию обучающегося в различных экономических, социальных и политических процессах, в контексте которых происходит социальное и профессиональное становление личности.

9. Практикоориентuрованность процесса сопровождения профессионального самоопределения

Практическая и преобразовательная профессиональная деятельность значительно отличается от учебной деятельности, основанной на «усвоении материала». Поэтому так важно вовлечение обучающихся в систему практикоориентированной (проектной, исследовательской, трудовой) деятельности для развития формирования готовности к профессиональному самоопределению. Не менее значимо введение в повседневную образовательную практику различных «активизирующих методик профессиональной ориентации», основанных на активной позиции обучающегося, сотрудничестве и диалоге. При этом оказывается чрезвычайно важной активная деятельностная позиция не только обучающихся, но и самих специалистов по профориентации.

Для успешного формирования и развития профориентационных компетенций необходима развернутая система профессиональных проб. В зависимости от этапа самоопределения, могут использоваться игровые, учебные, учебно-профессиональные и профессиональные пробы. Работа по организации профессиональных проб требует налаживания тесного социального партнерства школ, организаций, СПО, вузов и предприятий «реальной сферы» - и поэтому ложится на плечи муниципальных и региональных органов управления образованием.

10. Взаимодействие образовательной сети и инфраструктуры профориентации

Ресурсы, необходимые для сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в муниципальной (региональной) образовательной сети, могут быть как распределены по образовательным организациям, так и сконцентрированы в специализированных  организациях профориентационной направленности (Центры  профессиональной ориентации или планирования карьеры, Ресурсные центры и т.д.). Как правило, целесообразно использовать комбинацию этих двух подходов. При этом в территории должно быть организовано взаимодействие всех специалистов по сопровождению профессионального самоопределения - государственных и негосударственных профориентационных служб, а также частных профконсультантов.

В ряде региональных систем сопровождения профессионального самоопределения функционируют негосударственные центры профориентации, как правило, реализующие широкий спектр профильных услуг для населения и подчас обладающих высоким кадровым и научно-методическим потенциалом. В отдельных центрах разрабатываются  и реализуются авторские модели сопровождения профессионального самоопределения. Это позволяет считать такие центры важным ресурсом развития профориентационной деятельности, который, однако, практически не используется региональными системами образования.

На региональном уровне необходимо разработать механизмы государственно-частного партнерства, обеспечивающие более активное использование потенциала таких центров для развития региональных систем профориентации, в том числе в качестве разработчиков региональных моделей, целевых программ, систем мониторинга в профильной сфере. С другой стороны, привлечение негосударственных центров профориентации к решению задач регионального развития оказывается фактором, стимулирующим их собственное развитие, способствующим преодолению узости прагматического подхода и формированию стратегической, прогностической, проектной направленности в их работе.

11. Нормативно-правовое обеспечение оказания образовательных услуг по сопровождению профессионального самоопределения

Система нормативно-правовых актов, регламентирующих профориентационную деятельность - основа региональных и муниципальных моделей организационно-педагогического самоопределения. Один из таких нормативно-правовых документов (стандарт или административный регламент) должен содержать требования к реализации обязательного минимума профориентационных услуг, единого для всех образовательных организаций того или иного типа. Это должно обеспечить доступность и надлежащее качество профориентационных услуг для разных возрастных групп обучающихся.

Длительность процесса сопровождения профессионального самоопределения обуславливает распределенный характер обязательного минимума профориентационных услуг. Иными словами, должна быть предусмотрена последовательная, поэтапная реализация отдельных его составляющих на разных ступенях обучения - от дошкольного до среднего профессионального и высшего.

12. Этапность реализации Концепции

Сферу профориентации в масштабах муниципальной территории, региона, страны в целом нельзя изменить одномоментно. Кроме того, постоянные изменения социально-экономической ситуации требуют периодического внесения корректив в проектируемую систему сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. В связи с этим реализация настоящей Концепции предусмотрена в форме последовательно сменяющих друг друга этапов.

Документом, конкретизирующим настоящую Концепцию применительно к текущему этапу, выступает «Стратегия сопровождения профессионального самоопределения обучающихся». «Стратегия» разрабатывается на определенный период и содержит характеристику актуальной ситуации, задачи и приоритетные направления, результаты работы, ожидаемые в рамках данного этапа. Актуальная «Стратегия» может быть использована как основа для разработки соответствующих региональных, а при появлении необходимых условий - и федеральных целевых программ развития профориентационной сферы.

 

 

 



[1] 1 Концепция (проект) разработана в 2015 г. в Центре профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт образования». Авторы: В.И. Блинов, И.С. Сергеев, при участии Е.В. Зачесовой, Е.Ю. Есениной, И.В. Кузнецовой, Н.Н. Новикова, Н.с. Пряжникова, Г.В. Резапкиной, Н.Ф. Родичева, А.Г. Серебрякова, О.Б. Яценко. Указанная Концепция разработана на основе «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» (ФИРО, 2012) и преемственно развивает ее положения.

 

×