Ваш регион:
Любой регион

Центр планирования карьеры - Кодекс Чести вожатого

КОДЕКС ЧЕСТИ ВОЖАТОГО

 

Общие положения

 

Данный Кодекс распространяется на все виды профессиональной деятельности вожатого.

Целью Кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности вожатого. Кодекс должен служить вожатому ориентиром при планировании и построении работы с детьми, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности вожатого. Кодекс призван укрепить авторитет профессии вожатого.

 

Введение

 

В задачи Кодекса входит характеристика основных этических норм и правил, которыми руководствуются вожатые в своей деятельности.

Кодекс содержит директивы для педагогических работников (вожатых и воспитателей) детских учреждений (ДУ).

Положения Кодекса ориентируют вожатых выстраивать свою деятельность с учётом интересов ребёнка.

Кодекс требует от вожатых исполнять свои обязанности профессионально, руководствуясь этическими и моральными принципами.

Согласие с Кодексом, его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к работе вожатым.

 

Задачи вожатого в детском учреждении

 

Отвечать за физическое, социальное, психологическое, эмоциональное, материальное благополучие детей в период работы в детском учреждении (ДУ).

Вожатый обязан:

  • следить за здоровьем и гигиеной воспитанников;
  • проводить с детьми инструктаж по технике безопасности, не создавать ситуации, при которых возможно получение травм, знать, где находятся все его подопечные в любой момент времени, всегда быть в доступном для ребят месте;
  • соблюдать дисциплину, составить чёткий распорядок в отряде и следить за его выполнением, не быть безразличным к недисциплинированности детей, к оскорблениям по отношению к детям со стороны других детей;
  • не создавать ситуации, при которых возможно психологическое травмирование детей, не применять манипулятивные техники и рукоприкладство, агрессивные и жёсткие методики, а также методики, в которых вожатый некомпетентен (например, психологические, медицинские, парапсихологические и т.п.);
  • создавать для детей ситуацию успеха в индивидуальной и коллективной деятельности, обеспечивать условия для развития чувства эмоционального комфорта.

 

Обеспечивать личностный рост каждого ребёнка.

Вожатый не имеет права выделять «любимчиков» в отряде; каждый из детей заслуживает индивидуального внимания, каждый ребёнок особенный по-своему, и не следует предполагать, что кто-то из детей самый лучший.

Вожатому следует:

  • · знать об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, развивать в ребёнке позитивное восприятие его способностей;
  • · помогать ребёнку строить собственные планы и давать ему возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них;
  • · учить ребёнка общаться со взрослыми любого возраста;
  • · воспринимать вопросы и высказывания ребёнка всерьёз;
  • · создавать условия, при которых учитывается мнение детей, давать возможность высказаться каждому;
  • · хвалить ребёнка только за конкретные успехи и поступки.

 

Сплачивать детский коллектив.

Вожатый обязан организовывать досуг детей, проводить мероприятия для сплочения отряда.

Вожатый должен знать специфику межличностных отношений в отряде, решать детские конфликты.

Вожатому нельзя держаться изолированно от детей, даже под предлогом необходимости давать детям свободу.

 

Содействовать успешной реализации программы.

Вожатый должен:

  • · проводить мероприятия во вверенной ему группе детей согласно утвержденной ДУ программе;
  • · привлекать к участию детей и участвовать самому во всех мероприятиях, проводимых администрацией ДУ для детей.

Вожатому следует проявлять инициативу в подготовке мероприятий и выступлений детей.

Вожатый не имеет права критиковать программу, реализуемую в ДУ, и отдельные мероприятия в присутствии детей.

 

Сплачивать педагогический коллектив.

Вожатый не должен создавать стрессовых и конфликтных ситуаций для детей и коллег.

Вожатый руководствуется совместно поставленными общими целями, участвует в общественной жизни педагогического коллектива ДУ.

 

Ценности вожатской работы

 

Человеческое достоинство и толерантность.

Вожатый признаёт ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.

Вожатый:

  • · уважает основные права ребёнка, указанные в Конвенции о правах ребёнка;
  • · демонстрирует доброжелательное отношение ко всем детям и уважает их убеждения, ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения;
  • · защищает и поддерживает достоинство детей, учитывает индивидуальность, интересы и социальные потребности каждого ребёнка;
  • · способствует достижению благополучия и самостоятельности ребёнка, формирует и поддерживает в нём уважительное отношение к правам и свободам других людей.

 

Компетентность.

Компетентность (профессионализм) является ценностью социально-педагогической
деятельности.

Вожатый:

  • использует и распространяет знания, умения и навыки в вожатской практике;
  • · постоянно повышает уровень профессионализма, поддерживает и расширяет компетентность в целях повышения качества своей деятельности;
  • · осознаёт рамки своей компетентности и не выходит за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы.

 

Социальная активность, мобильность и гибкость.

Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью вожатской работы и предполагают взаимосвязанную деятельность вожатого и ребёнка.

Вожатый занимает социально-активную позицию в обществе, владеет навыками быстрого переключения с одного вида деятельности на другой и способами саморегуляции и саморелаксации.

 


Принципы вожатской работы

 

Принцип безусловной любви. Любовь предполагает активную заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Следовательно, безусловно любить – значит оберегать, направлять и развивать ребёнка без всяких ожиданий того, каким он должен быть. Любить не за поступки, слова, а за то, что он просто есть.

 

Принцип равноправия и уважения. Быть с ребёнком откровенным, уважительно относиться к его желаниям, мыслям. Предоставлять ему право самостоятельно принимать решения.

 

Принцип доверия. Передавать ребёнку ответственность за его личные дела. Постоянный контроль лишает детей инициативы и самостоятельности.

 

Принцип сотрудничества. Сотрудничество предполагает общение с ребёнком, общение – мощный фактор и условие развития. Сотрудник не может наказывать сотрудника и командовать им.  Сотрудничество формирует уважительные отношения, ориентированность на компромисс. Необходимо сотрудничать с детьми во всех видах деятельности.

 

Принцип содружества. Содружество – единый коллектив с равными правами и общими интересами. Необходимо создавать и поддерживать в детском коллективе атмосферу дружбы и равноправия.

 

Принцип сотворчества. Не делать за детей, а делать вместе с ними. В совместном творчестве между детьми и взрослыми естественно устанавливается подлинное равенство, возникает духовное общение.

 

Стандарты этического поведения

 

Стандарты этического поведения вожатого определяют нормы профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами педагогической работы. Эти стандарты содержат основные требования и не являются исчерпывающими.

 

Этическое поведение по отношению к профессии вожатого.

Вожатый соблюдает Кодекс этики, упрочивает ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивает, совершенствует и популяризирует их.

 

Этическое поведение по отношению к ребёнку.

Вожатый:

  • соблюдает принципы вожатской работы по отношению к детям;

– принимает ребёнка таким, каков он есть;

– привлекает ребёнка к активной совместной работе;

– проявляет порядочность по отношению к ребёнку;

  • ценит и уважает личные устремления и индивидуальные особенности детей, инициативу и творческий подход ребёнка к совместной деятельности;
  • отвергает любые формы дискриминации, основанной на принадлежности к той или иной национальности, а также на вероисповедании, умственных или физических недостатках, социальном статусе, персональных характеристиках;
  • подаёт положительный пример, является авторитетом для детей, не даёт невыполнимых обещаний;
  • не использует ребёнка как средство для достижения своих целей, как способ самоутверждения и самовосхваления.

 


Этическое поведение по отношению к коллегам.

Вожатый:

  • с уважением относится к коллегам вне зависимости от их специальности и специализации, уровня профессиональной подготовки и стажа работы, оказывая им всемерное содействие для достижения высокой эффективности совместной работы в области педагогической деятельности;
  • следует советам и консультациям коллег и наставников, если советы и консультации служат интересам дела;
  • не имеет право обсуждать личные качества и поступки коллег и провоцировать конфликтные ситуации в присутствии детей;
  • соблюдает нормы речевого общения, не перебивает другого вожатого, высказывающего свою точку зрения;
  • соблюдает конфиденциальность принимаемых на рабочих совещаниях (планерках) и на собраниях отряда решений.

 

Этическое поведение по отношению к администрации ДУ.

Вожатый:

  • строит свои взаимоотношения с администрацией ДУ на основе доброжелательности, ориентированности на интересы детей;
  • соблюдает внутренний распорядок ДУ, выполняет распоряжения администрации ДУ;
  • не скрывает от руководства ДУ чрезвычайные происшествия, произошедшие с детьми в отряде.

 

Личное этическое поведение.

Вожатый:

  • не курит, не употребляет алкоголь и наркотики, не использует в речи нецензурные слова, ведёт здоровый образ жизни;
  • не допускает демонстративное поведение, не показывает своё плохое настроение и его перепады;
  • не занимается личными делами в рабочее время;
  • · не появляется перед детьми в неопрятном и неряшливом виде, в вызывающей и откровенной одежде;
  • не демонстрирует своей симпатии к лицам другого пола, как среди подопечных, так и в их присутствии.

 

Этическое поведение в педагогическом отряде.

Вожатый:

  • знает все традиции педагогического отряда (ПО), использует его символику, бережно и уважительно относится к атрибутике ПО;
  • несёт моральную ответственность за ПО;
  • не информирует руководство ДУ о конфликтах внутри ПО;
  • относится уважительно к другим ПО, не создаёт условий для конфликтов между ПО, работающими в одном ДУ.

 

И.Н. Свечникова, канд. пед наук, доцент кафедры литературы

Астраханского государственного университет

×